Роспись пигментами


роспись пигментами

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ ЗАО "ГЖЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД"

Введение
Гипсовые формы
Оправка художественно-декоративных изделий
I. Роспись изделий
II. Процарапка острым предметом по сырому ангобу
III. Роспись пигментами и солями по утельному черепку
IV. Роспись по эмали
V. Декорирование цветными глазурями, поливами и эмалями
VI. Глазурование изделий
VII. Сортировка изделий

В качестве сырья для производства керамических изделий применяются следующие сырьевые материалы.

- Каолин Кыштымского месторождения
- Песок кварцевый Люберецкого горно-обогатительного комбината
- Глина Часов-Ярского месторождения. Рудник "Ново-Райский".
- Сиенитовый концентрат Мурманского месторождения. АО "Апатит".
- Доломит АО "Ковровское рудоуправление" г. Ковров.
- Шамот молотый. Подольский огнеупорный комбинат.
- Гипсовые вяжущие. Пешеланский и Самарский комбинаты.
- Пигменты цветные. Дулевский и Воронежский красочные заводы.
- Окись железа. Донецкий завод химреактивов.
- Белая эмаль. ЗАО "Ростовский стекольный завод".
- Марганец двуокись. Завод "Красный химик" г. С-Петербург
- Бельтинг БО Арт.2030 ГОСТ 332
- Капроновое полотно вар.ЗАРТ560381/105 ГОСТ 18436.

Сырьевые материалы поступают в вагонах по железной дороге на разгрузочную станцию "Гжель", затем специальными автомашинами транспортируются на склад массо-заготовительного цеха. Сырьевые материалы хранятся раздельно в бетонированных отсеках. Все сырьевые материалы подвергаются ручной сортировке от примесей согласно образца эталона.

Каменистые сырьевые материалы (песок кварцевый, доломит, шамот) взвешиваются на весах и дозируются согласно рецепта в шаровые мельницы мокрого помола. В смолотые до нужной тонины помола каменистые ( проверка остатка на сите 10000 отв./см) догружаются глинистые материалы (глина ДН-2 и каолин), затем размалываются до полного распускания глинистых. Перед окончанием роспуска глинистых по рецепту взвешивают и вводят электролиты (кальцинированная сода, жидкое стекло и ультрощелочной реагент).

Приготовленный в шаровых мельницах шликер сливают вручную через сито № 355 в шликеромешалку и затем насосом подают к рабочим литейным станкам в емкости (бочки). Из бочки рабочий вручную набирает шликер в небольшую емкость для заливки шликера в гипсовые формы.

Назад

Гипсовые формы изготовляются вручную в гипсолитейном участке.

Так как изготовляются изделия сложной формы и больших размеров, то технологический процесс литья осуществляется в разъемных многокусковых гипсовых формах сливным методом. Длительность набирания черепка (от 20 минут до 1 часа ) зависит от свойств шликера, влажности гипсовых форм и требуемой толщины стенок отливаемых изделий. По истечении заданного времени работник вручную сливает остатки шликера в емкость через сито № 355 и оставляет формы с изделиями для подвялки. Изделия подвяливаются в формах до влажности, при которой отливка свободно отделяется от гипсовой формы. После того, как изделие извлекли из формы осуществляется приставка ручек, носиков и других деталей с помощью приставного шликера. Собранные изделия устанавливаются на поддоны контейнеров и направляются на сушку. Сушка осуществляется в естественных условиях и в камерных сушилках. Чашки, блюдца, тарелки изготавливаются методом пластического формования. Формование майоликовых изделий производится на ручном формовочном станке в многокусковых гипсовых формах по шаблону методом раската. Гипсовую новую форму перед началом формования промывают раствором кальцинированной соды. Берется кусок массы с влажностью 22-23%, отбивается руками и закладывается в центр гипсовой формы. Включается формовочный станок, вручную опускается шаблон, другой рукой циклей снимается лишняя часть массы. Отформованные изделия подвяливаются до влажности 17-18%, при которой изделия свободно отделяются от гипсовой формы, затем форма разбирается на куски, и изделие извлекается. Край изделий закругляется увлажненным поролоном.

Назад

Высушенные до остаточной влажности изделия подвергаются ручной оправке.

Оправка художественно-декоративных изделий производится вручную при помощи специальных резачков, абразивной шкурки, поролона, смоченного в воде. Обрезки края, вырезка шарнира, обрезка швов должны производится резачком вручную, ровно без зарезов основной плоскости изделий. Обрезанные шарнир, край, швы и дно должны шлифоваться абразивной шкуркой на тканевой основе, ровно, без повреждения основной плоскости изделия. После шлифовки увлажненной губкой или поролоном заглаживают швы, шарнир, край изделия, часто отжимая губку в чистой воде, не допуская натеков и захватов пальцами на изделиях. Вырезка носика у чайника и кофейника производится осторожно, не вырезая и не заминая формы носика, затем шлифуется, заравнивают край латунной сеткой, заглаживают беличьей кистью, смоченной в воде. Оправка лиц и уязвимых мест скульптуры производится кисточкой, смоченной в воде. Оправленные изделия на товарных досках и контейнерах транспортируются на досушку в естественных условиях и в камерных сушилках. Высушенные до остаточной влажности изделия поступают на керосиновый контроль, для выявления трещин, Работник вручную кисточкой, смоченной керосином проверяет изделия и допускает к дальнейшей обработке.

Затем изделия поступают на роспись солями, ангобами и пигментами по сырому черепку ( на подглазурную роспись). Согласно эталону-образцу работница повторяет задуманный художником рисунок, сочетая яркую роспись с пастельными тонами, придавая изделию нарядную форму в традициях народного художественного промысла.

Основу формы изделия и росписи положили известные всем художники и скульпторы: Сотников, Горлов, Ватагин, Бессарабова, Холодная, Гинслинг и другие.

Вся роспись изделий производится вручную.

Назад

I. Роспись изделий по сырому черепку ангобами, солями, пигментами.

В основу этой техники положен прием, росписи "свободная кисть", роспись возрожденный известным искусствоведом Салтыковым А.Б.

Основа рисунка наноситься ангобами или солями большими цветовыми пятнами плоскими широкими кистями. Сюжетный рисунок, орнамент, пейзаж, цветы исполняется круглыми кистями меньшего номера №5, 6, 7, 8 ангобами, солями с дополнением пигментов. Рисунок выполненный ангобами после обжига меняет оттенок, яркость и насыщенность, поэтому художник должен хорошо знать свойства керамических красок и их особенности. Толщиной нанесенного слоя ангоба можно задать нужный колорит или гамму. Техника свободной кистевой росписи предполагает возможность творческого варьирования. Каждый мастер-исполнитель имеет свой "почерк", поэтому каждое изделие выглядит индивидуально.

Назад

II. Процарапка острым предметом по сырому ангобу.

Этот прием позволяет выполнить графический рисунок или надпись любой сложности (сетки, фигуры, орнаменты и т.д.). Поскольку керамическая масса используемая на ЗАО "ГЭКЗ" имеет приятный золотистый оттенок, техника процарапки создает иллюзию золотого рисунка. Особенностью вышеописанного приема декорирования является то, что изделие проходит один обжиг. Мастер-исполнитель покрывает внутреннюю поверхность сырого изделия глазурью методом ручной заливки. На наружную поверхность наносится слой ангоба вручную. Процарапка производится только по влажной поверхности ангоба.

Данный прием требует большой точности и аккуратности от исполнителя, т.к. ошибку в декоре невозможно исправить. От "твердости" руки мастера зависит результат. На каждом изделии, выполненном методом процарапки, видны элементы творческого варьирования, а, следовательно и "почерк" исполнителя.

Назад

III. Роспись пигментами и солями по утельному черепку.

В основе этого приема лежит традиционный для гжельского промысла наборный, теневой мазок. Перед началом декорирования мастер-исполнитель готовит традиционную палитру, так называемую "Гжельскую пятицветку", смешивая на стекле пигмент с глицерином. В этой технике особенно эффектно выглядит цветочная, пейзажная и архитектурная роспись.

Благодаря творческому варьированию (различной толщине, тональности и насыщенности мазка), все изделия, расписанные пигментами и солями отличаются друг от друга.

Назад

IV. Роспись по эмали.

Эмаль на изделие наносится по утельному черепку методом ручного окунания.

Роспись по эмали выполняется солями, окислами и пигментами. Эта техника сложна и своеобразна. Художник должен знать не только свойства красок, но и учитывать особенности покрытия. Для росписи по легкоплавкой эмали художник выбирает такой рисунок, характерные особенности которого подчеркиваются благодаря свойствам данной эмали. Именно ее потечность позволяет выполнить "Метель", "Шторм", "Дождь" и т.д., где нужна "размытость" контура. Метод творческого варьирования, индивидуальные приемы нанесения солей, техника снятия эмали кистью позволяют сделать каждое изделие неповторимым.

По тугоплавкой эмали принцип росписи совершенно иной. Тугоплавкая эмаль позволяет выполнить очень тонкий, сложный по цвету детальный рисунок (цветы, тычинки, оперение птиц и т.д.), который особенно четко передает характер и настроение мастера-исполнителя.

Назад

V. Декорирование цветными глазурями, поливами и эмалями.

Декорирование изделий глазурями происходит как по утельному, так и по сырому черепку. Глазури наносятся вручную кистью, методом окунания и обливания. Благодаря творческому варьированию, разным свойствам глазурей, смешивание их на поверхности изделий дает после обжига разнообразные живописные эффекты: паутинка, "под камень", декоративные сборки, многоцветные потеки, пенка и т.д.

Каждое изделие выполненное вручную в той или иной технике, даже при большом тираже, имеет свои особенности, индивидуальность и неповторимость. В любое изделие проходящее через руки художника вложена частица души и настроения исполнителя. Особенностью нашего производства является многоцветная, очень обширная палитра красок и техник исполнения. Поэтому каждый художник имеет свой неповторимый почерк.

Расписанные изделия направляются в контейнерах на участок 1-ого (утельного) обжига. Заборка, выборка изделий производится вручную, соблюдая осторожность. Первый или утельный обжиг производится в камерных печах "Термогаз 5/1100 "У" Топливом является газ, температура обжига 850-870 град. С

Рассортировку полуфабриката после первого обжига с целью разделения его по степени обжига и отделения изделий, которые нельзя допускать к дальнейшей обработке, производят вручную, путем визуального осмотра, "перезвонки" и керосинового контроля для выявления трещин.

Затем изделия направляют на глазурование. Перед началом глазурования изделия проходят через обдувочную камеру и затем вручную парафинят дно каждого изделия кисточкой, чтобы изделие во время обжига не приклеилось к огнеприпасу, т.к. глазурь потечная.

Назад

Глазурование изделий осуществляется вручную методом окунания в глазурную суспензию. Поскольку не все изделия технически возможно отглазуровать традиционным методом окунания в емкость с глазурью (из-за их размеров и способа обжига) на крупногабаритных изделиях применяется метод художественного глазурования с помощью пульфона. Возможность нанесения глазурей разного цвета и слоя позволяет добиться сложных художественных эффектов.

При глазуровании методом окунания изделия погружают в глазурную суспензию таким образом, чтобы глазурный слой получился нужной толщины, а на изделиях не оставалось натеков и следов от пальцев рук.

При нанесении глазури пульфоном работница через сеточку набирает глазурь в колбу пульфона, закрывает его, пробует равномерность потока струи глазури. Вращая левой рукой круг, ровным слоем наносит глазурь на поверхность изделия, затем сливает оставшуюся глазурь в емкость и набирает глазурь другого цвета для нанесения определенного рисунка.

Поглазурованные изделия транспортируются вручную на (2-ой) политой обжиг. Заборка и выборка изделий производится вручную, осторожно, во избежании получения на изделиях сколов, зашибов, щербин. Перед загрузкой этажерки полки вручную очищаются от шамота и мусора с помощью щеток-сметок. Политой обжиг осуществляется в камерных печах "Термогаз-5/1100 "У" ( с подвижным ходом). Топливо - газ, температура обжига 1050 град. С Обоженные изделия устанавливаются на поддоны контейнеров и вручную транспортируются в сортировочный участок.

Назад

В сортировочном участке изделия подвергаются ручной шлифовке и зачистке ножек и края, рассортировке изделий по сортам. Рассортированная продукция маркируется путем штампа керамической краской без закрепления в печи

1 сорт керамический краской красного цвета - цифра 1

2 сорт керамической краской синего цвета - цифра 2

Маркированные художественные изделия с крышками завертываются оберточной бумагой, укладываются в индивидуальную упаковочную коробку. Кашпо большого размера завертываются в оберточную бумагу. Упакованные изделия транспортируются на склад готовой продукции, где хранятся по ассортименту.

Назад


Источник: http://litsis2.narod.ru/Untitled-3_1.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Красочные составы и техники исполнения художественной росписи коттеджа - Вышивка полукрест пошагово



Роспись пигментами Роспись пигментами Роспись пигментами Роспись пигментами Роспись пигментами Роспись пигментами

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ